Кризис ставят на машиноместо
“Народный гараж” — не только главный социальный, но и основной предвыборный проект столичных властей. На фоне резкого сокращения объемов жилищного строительства 2,5 млн. кв. м паркингов по цене 350 тыс. руб. за машиноместо выглядят убедительно. И, что не менее важно, доступно в глазах значительной части московских избирателей. Само появление этой программы должно внушить гражданам оптимизм, что и квартиры у города когда-нибудь можно будет приобрести по ценам в два раза ниже рыночных. Но программа не выглядит полностью гладкой даже на бумаге.
Во времена строительного бума программа по сооружению “народных гаражей” традиционно попадала в ряды аутсайдеров. Органы исполнительной власти никак не могли договориться, кому это нужно, зачем это нужно, где гаражи строить и по какой цене продавать народу. Многолетние споры между чиновниками зашли так далеко, что в какой-то момент отцы города даже подумывали поставить на “народных гаражах” крест. Например, в гаражной программе, принятой в 2008 г., главный упор делался на массовом строительстве паркингов за счет бюджетных средств с последующей передачей машиномест в аренду населению.
Однако в мире все-таки нашлась сила, способная сдвинуть с мертвой точки, казалось бы, безнадежное мероприятие. Этой силой оказался кризис. В конце прошлого года банки перестали давать кредиты застройщикам, а город из-за дефицита бюджетных средств не смог обеспечить работой целый ряд строительных организаций, традиционно трудившихся на объектах горзаказа в качестве подрядчиков. Вот тут-то в чью-то светлую голову и пришла идея реанимировать программу, которая, с одной стороны, решает важную общегородскую задачу, а с другой — не подразумевает финансирования из бюджета, поскольку деньги на паркинги должны дать сами автовладельцы. Как выразился один из чиновников, это как раз тот случай, когда один выстрел убивает сразу двух зайцев. Строители в условиях кризиса получают работу, а люди — возможность приобрести машиноместа по минимальной для гаражного рынка столицы цены.
Антикризисная идеология программы “Народный гараж” понравилась руководству города, и проблемы, которые в течение многих лет считались нерешаемыми, решились в считанные месяцы. В первую очередь горадминистрация нашла возможность предоставлять земельные участки для строительства таких паркингов без конкурса. Это позволило как минимум вдвое снизить себестоимость машиномест. Своим волевым решением отцы города установили, что в 2009 году автовладельцы будут приобретать машиноместа за 350 тыс. руб. вне зависимости от того, находится гараж — у МКАДа или в центральной части мегаполиса. Для минимизации затрат под программу старались выделять в основном свободные участки, без чужого имущества и обременений. Всего было подобрано 198 площадок, на которых планируется возвести 73 тыс. машиномест. “Народные паркинги” будут собираться по принципу детских конструкторов: готовые колонны, балки, ригеля доставляются на стройку прямо с домостроительных комбинатов. Все объекты будут открытыми и простоят как минимум 25 лет.
Выполнению программы дали рассрочку
Как рассказал “МК” источник в стройкомплексе, рентабельность по проектам “народных гаражей” составляет 15—20%: таким образом, с каждого машиноместа подрядчик получит порядка 30—40 тыс. руб. прибыли. Конечно, в лучшие времена строители зарабатывали существенно больше, но с учетом социальной направленности программы экономика очень даже приличная.
В текущем году подряды на строительство “народных паркингов” распределялись без конкурса. “Но это не значит, что эти организации нам не известны. Был проведен тщательный предквалификационный отбор, все допущенные к работам застройщики ранее уже занимались возведением городских объектов”, — говорит начальник управления программ гаражного строительства Виталий Крючков. По его словам, сейчас на программу работают 83 строительные организации, 37 организаций, выполняющих функции заказчиков, и 36 проектировщиков, каждый из которых самостоятельно финансирует свой участок работ. “Доступ к деньгам, которые вносят автовладельцы, они смогут получить не раньше, чем гараж будет введен в эксплуатацию. А до этого все собранные средства будут лежать на специальном счету в уполномоченном правительством Москвы банке”, — поясняет Крючков. Сейчас со всеми участниками программы город заключает предварительные договора, которые служат основанием для открытия банковского аккредитива. Автовладелец может выбирать — вносить всю сумму на счет целиком или сначала заплатить 30% стоимости машиноместа (105 тыс. руб.), а остаток оплатить при заключении основного договора долевого участия.
По словам источника “МК” в горадминистрации, власти были вынуждены пойти на рассрочку, чтобы повысить активность среди населения. “Пока аккредитивов в банке открыто очень мало. Подрядчики беспокоятся, что в некоторых районах жители проигнорируют программу, и их вложения не окупятся”, — поясняет собеседник газеты. По официальным данным, на середину сентября предварительные договора с гражданами были заключены на сумму 3 млрд. руб. при общей стоимости строительных работ 25,5 млрд. руб. Организаторы уверяют, что при любом раскладе ни одно машиноместо в “народных паркингах” не будет продано “на сторону”. “Даже если свободные места в паркингах останутся, хотя такое очень маловероятно, их выкупит город, а не коммерческие компании”, — говорит Крючков. Договора долевого участия с автовладельцами планируется заключать месяца через два, когда будут оформлены права аренды земельных участков и опубликованы проектные декларации. Вся эта бюрократическая работа, уверяют в горадминистрации, никак не повлияет на сроки сдачи объектов в эксплуатацию. Участники программы начнут обживать готовые паркинги до конца декабря 2009 года. Если учесть, что сейчас на большинстве площадок только-только начинают заливать фундаменты, нетрудно догадаться, что строительство придется вести ударными темпами без выходных и праздников.
Механизм социальной ипотеки, по которому гаражи планировалось продавать малообеспеченным гражданам, заработает не раньше 2010 года. По словам Крючкова, сейчас разрабатывается порядок предоставления льготных кредитов, а также определяются категории заемщиков, которые смогут на них претендовать. Не исключено, что в число льготников будут включены граждане, имеющие гаражные боксы на плоскостных стоянках, подлежащих ликвидации. “Ежемесячные выплаты по социальной ипотеке не должны превышать 12—15% совокупного дохода семьи заемщика. Это основной критерий, которым мы намерены руководствоваться”, — говорит Крючков.
Паркинги вместо парков?
Впрочем, уже сейчас очевидно, что в следующем году стоимость “народного гаража” изменится. На относительно свободных площадках, которых в запасе у префектур практически не осталось, машиноместа подорожают как минимум на процент инфляции — до 400 тыс. руб. На участках, где надо выносить теплосети, перекладывать коллекторы, бороться с карстовыми пустотами и т.д., гаражи могут стоить 450—550 тыс. руб., а в подземных паркингах цена бокса достигнет 600—700 тыс. руб. и выше. В горадминистрации подчеркивают, что по некоторым адресам инициатива строительства более качественных и, как следствие, дорогих объектов исходит от самих жителей. По их просьбам в 2010 году номенклатура типовых проектов “народных паркингов” будет расширена, и наряду с металлическими этажерками в округах будут возводиться добротные сооружения с рампами, искусственной вентиляцией и отоплением. “Народ у нас разный. И каждый должен получить возможность выбрать гараж на свой вкус и кошелек”, — полагают в мэрии.
Однако как убедился обозреватель “МК”, право выбора при реализации программы “Народный гараж” пока получили далеко не все москвичи. В частности, его оказались лишены владельцы плоскостных стоянок, на месте которых предполагается построить подавляющее большинство паркингов для народа.
“В начале июня на воротах нашей стоянки появилось объявление, что до такого-то числа мы должны освободить занимаемую территорию, без какой-либо компенсации за потерю собственности”, — рассказал председатель правления автостоянки на Дубнинской улице Виктор Яковлев. По его словам, из 200 намеченных к сносу боксов 120 — кирпичные, а более 50% членов автостоянки являются пенсионерами, которым просто неоткуда взять 350 тыс. руб. на новый гараж. Никаких льгот, по крайней мере в этом году, участники программы не получают. “Мы решили бороться и каким-то чудесным образом одержали победу. Пока нас трогать не будут”, — радуется Яковлев.
Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко говорит, что подобных случаев в его практике этим летом было достаточно: “К нам обращались участники гаражных кооперативов из многих районов Москвы. Кому-то мы смогли помочь, кому-то нет”. Самым слабым местом программы, по мнению юристов, является ее правовое обеспечение. Адресные перечни строительства “народных гаражей” — это лишь декларация о намерениях, тогда как ликвидация конкретной автостоянки и строительство на ее месте “народного паркинга” должны осуществляться на основании соответствующего распорядительного документа правительства Москвы. Если таких документов у застройщика нет, то снос гаражных боксов является незаконным и может быть опротестован в правоохранительных органах.
Еще одна категория недовольных — это москвичи, проживающие в близлежащих к “народным гаражам” домах и не имеющие собственного автотранспорта. “Проснувшись однажды утром, мы обнаружили, что наш двор огорожен сеткой, внутри которой ковыряется строительная техника, — рассказывает Юля, жительница дома по улице Пестеля. — Как пояснил глава управы, строительство гаража ведется для блага местных жителей и никакие протесты во внимание приниматься не будут. Есть программа, одобренная мэром, и точка”. Юля считает, что мэр просто не знает, что одобрил. “Народный паркинг” на улице Пестеля строится прямо под окнами нескольких жилых домов, неподалеку от детской площадки и поликлиники. “А мы-то хотели создать на этой территории зону отдыха, чтобы детям и взрослым было где развернуться. Теперь здесь будут разворачиваться машины”, — вздыхает Юля. Инициативная группа жителей все еще надеется остановить застройку двора, признав строящийся паркинг “точечным” объектом. Но добиться этого будет непросто. Как пояснили “МК” в Москомархитектуре, “народные гаражи” не считаются “точкой”, поскольку они не создают дополнительных нагрузок на дорожную сеть и выполняют социальную функцию. “Даже если комиссия Кузьмина (главный архитектор Москвы. — “МК”.) примет обращение жителей на рассмотрение, они все равно получат отказ”, — уверен собеседник газеты.
В горадминистрации настаивают, что протесты населения против “народных гаражей” не являются массовыми. “В течение недели на “горячую линию” поступает порядка 1300 звонков, из них менее десяти протестных”, — говорит Крючков. В некоторых районах, например в Щербинке, Хорошево-Мневниках, Северном Тушине и т.д., потенциальные участники программы уже выстраиваются в очереди. “Другой возможности купить машиноместо за 350 тыс. руб., да еще с гарантией города, что паркинг построят в срок и без дополнительных сборов, у меня не будет”, — считает владелец “ракушки” Иван Балыбин. По мнению Балыбина, власти все равно “продавят” горожан, а значит, сопротивление бесполезно. Виктор Яковлев с автостоянки на Дубнинской улице также не сомневается, что их победа временная и на следующий год, когда объемы строительства “народных паркингов” удвоятся, кирпичные боксы, все равно будут сносить. “Одна надежда, что власти все-таки прислушаются к нашим просьбам и зачтут стоимость ликвидируемого имущества в цену машиноместа. Иначе нам такое приобретение на старости лет не осилить”, — говорит он.
Автор: Елена Егорова
Газета «Московский Комсомолец»
Все статьи по строительству и ремонту>>>
Бесплатный хостинг, бесплатный домен: сайт-визитка фирмы, Интернет-магазин, сайт-галерея, сайт за 20 рублей. Доступно всем участникам портала. Победа над высокими ценами на создание сайта! Заказать личный сайт на stroy-z.ru теперь стоит 20 рублей.Предлагаем вам уникальную услугу по размещению Вашей информации в сети на Вашем будущем личном сайте. |
На портале stroy-z.ru выложены файлы нормативных документов: СНИПы, ГОСТы, договора и прочие документы. За качество и соответствие действующих нормативных документов редакция ответственности не несет. Также редакция сайта напоминает о том, что все документы, находящиеся на сайте предназначены для бесплатного скачивания и личного использования. Редакция строительного портала не преследует коммерческих интересов в распространении нормативных документов и предоставляет их для аудитории посетителей своего сайта бесплатно. |
По вопросам работы сайта и размещения рекламы обращайтесь по адресу site_admin@garin-studio.ru