Наиболее распространенными технологическими схемами монтажа лифтов являются: монтаж поступающего на объект оборудования отдельными, неукрупненными узлами; монтаж укрупненными узлами; индустриальный метод монтажа.
Независимо от технологической схемы монтажа лифта руководитель работ до начала монтажа должен определить порядок выполнения основных монтажных операций и совместно с генподрядчиком составить совмещенный график строительно-монтажных работ, позволяющий лучше организовать работу.
Как правило, все тяжелые узлы и детали лифта подают к месту установки с помощью строительного крана. В случае, если строительный кран должен демонтироваться, а строительная часть шахты к монтажу не готова, представитель монтажной организации совместно с генподрядчиком и заказчиком обязан организовать подъем краном лебедки и панели управления в заводской упаковке на уровень пола машинного помещения.
Если оборудование лифта поступает на объект после демонтажа строительного крана, лебедку и панель управления поднимают по шахте на верхнюю остановку электрической монтажной лебедкой, а затем через монтажный люк поднимают в машинное помещение. Иногда для этой цели используют имеющиеся на объекте строительные подъемники (ПГС) или консольные краны, установленные на крыше здания. При необходимости лебедку лифта разбирают на отдельные узлы. На объектах с большой высотой подъема подъем оборудования осуществляют по специально разработанному ППР, утвержденному главным инженером монтажной организации.
Для выполнения такелажных операций при монтаже оборудования в шахте лифта используют специальную оснастку и грузоподъемные механизмы: электрическую лебедку с приводом от электродрели грузоподъемностью 300 кг, электрические лебедки грузоподъемностью 500 кг и более, рычажные лебедки, ручные тали. Выбор необходимой такелажной оснастки для подъема оборудования определяет руководитель монтажных работ.
Подъем оборудования можно производить только при наличии надежной двусторонней связи между руководителем работ по подъему оборудования и рабочим, осуществляющим управление монтажной лебедкой.
К работе по подъему и перемещению грузов допускаются рабочие, прошедшие специальный инструктаж.
Монтаж лифтов укрупненными узлами является более прогрессивным методом. Заводы-изготовители поставляют все пассажирские лифты и грузовые грузоподъемностью до 1000 кг укрупненными узлами: лебедка с рамой и амортизаторами, кабина в сборе с установленной и подключенной электроаппаратурой, двери шахт с установленными створками, каркас противовеса в собранном виде.
На производственно-комплектовочной базе монтажной организации производят дополнительное укрупнение оборудования лифтов: разделку и подключение к кабине подвесного кабеля, очистку и навеску на нее несущих канатов, установку на направляющие стыковых планок, заготовку жгутов электроразводок и другие работы.
Технологическая последовательность монтажных операций при данном методе следующая:
установка с помощью кондуктора кронштейнов крепления направляющих;
монтаж направляющих с помощью строительного крана - "ниткой";
монтаж дверей шахт - "гирляндой";
установка краном в шахту кабины и каркаса противовеса;
а после завершения перекрытия шахты - установка краном лебедки и панели управления, выполнение работ по перекрытию машинного помещения. Дальнейшая схема монтажа аналогична описанной в следующем разделе.
Монтаж лифтов отдельными узлами применяется в случаях поставки лифтов неукрупненными узлами (грузовые лифты грузоподъемностью свыше 1000 кг и малогрузовые лифты) и когда монтажная организация не имеет собственной базы для их укрупнения, а также в случаях, когда к началу монтажных работ полностью перекрыты шахта и машинное помещение.
При этом методе соблюдается следующая последовательность основных монтажных операций:
доставка оборудования в машинное помещение;
установка в шахте лесов (подмостей);
установка кронштейнов для крепления направляющих;
монтаж направляющих;
сборка и установка дверей шахты; монтаж оборудования в приямке;
сборка и установка противовеса и кабины;
монтаж оборудования в машинном и блочном помещениях;
подвеска кабины и противовеса на канаты;
установка каната ограничителя скорости;
прокладка труб электроразводок;
установка электроаппаратуры;
прокладка и подключение электропроводки и подвесного кабеля;
устройство заземления;
строительно-отделочные работы;
опробование, регулировка узлов лифта и пусконаладочные работы;
сдача лифта в эксплуатацию.
Монтаж оборудования по шахте (направляющие, двери шахты, сборка противовеса и кабины) выполняется с помощью монтажной лебедки. Установку в проектное положение лебедки и панели управления лифта выполняют с помощью талей и рычажных лебедок. Работы по монтажу оборудования в шахте и машинном помещении могут выполняться одновременно.
Индустриальный метод монтажа лифтов, является наиболее прогрессивным и находит широкое применение.
Технологическая последовательность этого метода предусматривает выполнение работ в два этапа.
На первом этапе бригада монтажников выполняет работы на специально выделенной территории предприятия, изготавливающего железобетонные объемные элементы (тюбинги) лифтов, или на производственно-комплектовочной базе монтажной организации.
Рабочее место бригады площадью 200-250 м2 оборудуют мостовым или козловым крапом грузоподъемностью не менее 5 т. На этой площадке тюбинг, установленный на специальную опорную плиту, оснащается с помощью комбинированного кондуктора деталями лифтового оборудования. На выдвижных штоках кондуктора закрепляют дверь шахты и кронштейны для крепления направляющих кабины и противовеса.
Краном опускают кондуктор внутрь тюбинга, устанавливают закрепленные на нем узлы лифта в проектное положение и приваривают их к закладным деталям, которые закладываются, согласно проекту, в стены, верхние и нижние торцы тюбинга при его изготовлении.
К закладным деталям в торцах стенок приваривают фиксирующие элементы, обеспечивающие необходимую точность при сборке шахты:
к нижним торцам приваривают пластины с отверстиями, которые были надеты на штыри опорной плиты до установки на нее тюбинга;
к верхним - пластины со штырями с помощью специальных зажимов на оголовке кондуктора.
После этого кондуктор краном вынимают из тюбинга. Возможен вариант, когда кондуктор постоянно закреплен на опорной плите, а тюбинг для крепления на нем узлов оборудования лифта одевается на кондуктор и снимается после выполнения всех указанных операций с помощью крана.
Для окончательной подготовки тюбинга к монтажу в нем устанавливают инвентарные подмости, вызывные кнопки и обрамление проема дверей шахты.
Тюбинг, оснащенный лифтовым оборудованием, транспортируют специальным автотранспортом на строящийся объект.
На рабочей площадке оснащается оборудованием плита перекрытия шахты или целиком пол машинного помещения с установкой бортиков вокруг отверстий для прохода канатов и заливки бетоном рамы лебедки.
В приямке шахты лифта устанавливают тумбы с амортизаторами.
На втором этапе бригада монтажников на строительной площадке одновременно со строительством дома с помощью строительного крана собирает из тюбингов шахту лифта. При этом точность монтажа шахты обеспечивается за счет фиксирующих элементов.
После установки последнего верхнего тюбинга в шахту лифта с помощью крана устанавливают направляющие, кабину и противовес в сборе. Шахта перекрывается плитой со смонтированным на ней оборудованием или устанавливается полносборное машинное помещение. Дальнейший порядок монтажа лифта выполняется аналогично описанному в предыдущих разделах.
Основные преимущества этого метода:
возможность начала монтажа лифта одновременно с возведением здания, что сокращает сроки "чистого" монтажа лифта;
исключение приемки шахты под монтаж;
значительное сокращение объема электросварочных работ на строительной площадке;
повышение качества работ за счет выполнения многих монтажных операций в стационарных условиях;
лучшее обеспечение сохранности лифтового оборудования;
повышение до 30% производительности труда;
снижение объема отделочных работ;
повышение безопасности монтажных работ, так как проемы дверей шахты закрыты дверями, запертыми на замок, а тюбинги поступают на объект с установленными инвентарными подмостями;
возможность сдачи лифтов в эксплуатацию до окончания строительства объекта;
возможность оснащения тюбинга лифтовым оборудованием на задел независимо от строительной готовности объекта.