Акведук - это:
Водовод в виде арочного моста, в котором стенки и днище лотка являются несущими конструкциями.
Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
Акведук
(от лат. aqua — вода и duco — веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. А. называют также часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Наземные (с открытыми лотками) и подземные А. сооружались со 2-го тыс. до н. э. в странах Древнего Востока, а также в Древней Греции (с 7 в. до н. э.). Отчасти сохранились А. г. Рима (с 4 в. до н. э.; их общая длина была 436 км, из них 55 км — мостовые сооружения) и провинций Римской империи. Арочные каменные мосты — А. с закрытыми лотками шириной 1—1,7 м, совершенные по конструкции и величественные по архитектуре, с пролётами арок от 5, 6 м (акведук Марция, Рим, 140 до н. э.) до 25 м (т.н. Пон-дю-Гар, близ Нима, Франция, кон. 1 в. дон. э.), достигали высоты до 49 м и протяжённости около 300 м (ныне действующий А. близ Сеговии, Испания, 109 н. э.). В средние века сооружены Бургасские А. (около 6 в.) близ Константинополя и ряд более поздних во Франции, Италии, Испании. В современной оросительной и гидроэнергетической системах мостовые части А. (с арочными, рамными или балочными конструкциями) сооружают из бетона, железобетона, металла, реже — из дерева. Наиболее распространены А., в которых стенки и днище лотка (преимущественно прямоугольного сечения) или трубы являются несущими пролётными конструкциями моста. В месте соединения моста с каналом возводят подпорные стенки, служащие одновременно и противофильтрационным устройством. Примером современного А., решенного в монументальных формах, является А. на р. Раздан в Ереване (1949, архитектор Р. Исраелян, инженер Г. Егиян).
Лит.: Aschby Th., The aqueducts of ancient Rome, Oxf., 1935; Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, т. 2, 2 изд., М., 1955. |